Управляющий ЖСК «Главмосстроевец, системный и бизнес аналитик, неравнодушный человек, оказавшийся в мире ЖКХ. Веду этот сайт, чтобы вы разобрались как устроено ЖКХ.

2021 — Санкт-Петербург — Музей электрического транспорта

Прошлое лето, как вы знаете, провел в Санкт-Петербурге. И именно в Санкт-Петербурге находится уникальный музей электротехнического транспорта. Музей о развитии трамвая и троллейбуса.

Как добраться? Нужно доехать до Василеостровской и немного пройти пешком до дома 77А по Среднему проспекту. На момент августа 2021 в музей нужно было заранее записываться, так как посещение возможно только в составе экскурсионной группы.

Я оказался в восторге от этого музея и от качества экскурсии, которая длилась около 2 часов. Экскурсовод был рад ответить на любые возникающие вопросы, предоставить время для фотосъемки себя любимого около и в экспонатах.

По возможности посещу еще раз, а с вами поделюсь фотографиями. Не буду подробно описывать каждую карточку, настоятельно рекомендую посетить экскурсию.

Экскурсия начинается с нескольких диорам, иллюстрирующих некоторые моменты из истории развитии трамвая в Санкт-Петербурге.

Самый первый трамвай, разумеется, был конным. Тариф отличался для первого и второго этажа. Второй был дороже. Сам такой трамвай был деревянным:

В Петербурге был уникальный ледовый трамвай. Дорогу проложили по льду Невы. И в начале ХХ века не было слова «трамвай» — его называли «электроперевоз»:

Уменьшенная копия трамвая, который отрезал голову Берлиозу:

В Петербурге была одна из крупнейших трамвайных дорог в Европе. Чтобы не придумывать сложную нумерацию, как это сделали в Москве — отличить чей трамвай и какая линия можно было по комбинации цветов:

Перейдем к экспонатам. В Музее свыше 20 разных моделей трамваев и троллейбусов, а также иной техники, которая обслуживает электрических транспорт. К сожалению, потрогать и посмотреть изнутри все экспонаты нельзя.

Ниже представлен один из первых электрических трамваев Санкт-Петербурга. Тот самый трамвай, который убил Берлиоза в произведении М. Булгакова:

А вот, собственно, приспособление с помощью которого можно было спасти человека, попавшего под трамвай. Машинист нажимал рычаг, опускалась решетка, которая превращалась в своеобразный «совок» или «отвал» и цепляла несчастного:

Немного советских плакатов:

Салон трамвая был выполнен целиком из дерева. Посадочных мест было немного. Тем не менее смотрится очень органично и красиво:

Рабочее место машиниста:

Обратите внимание на цвет фонарей на крыше трамвая — это и есть та самая расцветка, позволяющая отличить трамвайную линию:

Покажу еще один трамвай изнутри. Точную модель не помню. Это следующее поколение трамваев с совмещенным салоном — более вместительная модель, оснащенная отдельной стойкой для кондуктора. О ней чуть позже.

Посмотрите, как удобно сделан поручень для высоких стоящих пассажиров! Не нужно сгибать руку в локте, держаться на какую-то потасканную кожаную штуку. Достаточно просто вытянуть руку.

А вот полные фото салон трамвая: есть ряд сидений и скамеек. И все же деревянные сидения очень достойно смотрятся.

Кстати, выражение «Метр с кепкой» придумали кондукторы. Кондуктор сидел за стойкой сразу у входа в салон. Когда в трамвай заходили дети, то кондуктор по высоте своей стойки и определял — это ребенок или нет. Стойка была высотой 1 м. Стойка:

Обратите внимание какой роскошный почерк у начальника управления. Чтоб все так писали!

А вот первые двери гармошка. Первообраз всех гармошек, которые мы видели на территории нашей страны.

Представлю вашему вниманию еще одну модель, в которую можно попасть и побыть пассажиром.

Но сперва, присмотритесь к трамваю сзади, покрытому сеткой. Это Новогодний трамвай Санкт-Петербурга. Только доблестные сотрудники забили в дюбели, чтобы закрепить сетку. Дюбели забили так, что уже и не отковыряешь, ибо обшивка испорчена. Поэтому решили оставить желто-синий трамвай в сетях.

Описание модели:

Изнутри он очень похож на своего предшественника по планировке. Однако деревянных лавочек и сидений больше нет, все заменили кресла из дерматина, которые вы хорошо помните.

А вот из один первых компостеров:

И в этой модели трамвая появляются раздвижные двери! В те годы это была новинка в наземном транспорте. Раздвижные двери были только в метро.

И в завершении покажу еще одну модель трамвая. Некоторые из вас ее видели на службе. Эту модель прозвали «аквариум» из-за остекления.

Вот к такому салону все быстро привыкли

С поручнями явная недоработка. Приходится сгибать руку.

Один из ремонтных трамваев, который спешит на помощь другим!

Различные автоматы и приспособления по продаже билетов:

И подробный плакат о ледовом трамвае и паровике, о которых я писал в самом начале

В завершение, модель одного из прошлых троллейбусов Санкт-Петербурга. К сожалению, экспонатов осталось немного, и некоторые в единственном экземпляре, как этот. И в этом троллейбусе что-то есть необычное: он не скучный и стандартный как нынешние модели.

🔊 Подписывайтесь на мой телеграм канал ➡️ Кирилл Чиркин.

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить