Управляющий ЖСК «Главмосстроевец, системный и бизнес аналитик, и просто неравнодушный человек случайно оказавшийся в мире ЖКХ

Как заключить прямые договоры с собственниками на вывоз ТКО?

Предыстория

С 1 января 2022 года жители Москвы оплачивают вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов = мусора). Появилась новая строка в квитанции за ЖКУ, совмещенная со строкой «Содержание и текущий ремонт», и непонятная формула расчета стоимости вывоза ТКО.

Для управляющих организаций, ЖСК, ТСЖ (Н) подготовили кабальный договор на вывоз ТКО: на них возлагалась обязанность по обеспечению доступа к контейнерной площадке (помойке), работа с отходами различных классов опасности, контроль за состоянием контейнеров. Для ЖСК / ТСЖ это лишние проблемы, расходы, которые будут оплачиваться из средств собственников.

А с 1 марта 2023 года к этому добавилась сложность с выполнением перерасчета за вывоз ТКО: собственник может принести подтверждающие документы о своём отсутствии в управляющую организацию, ЖСК, ТСЖ (Н), и они обязаны сделать ему перерасчет. Только региональный оператор не снизит сумму счета для УО, ЖСК и ТСЖ (Н). Получается, что проживающие собственники заплатят за отсутствующего.

Спасением для управляющих организаций и ответственных собственников помещений является переход на прямые договоры с региональным оператором по вывозу ТКО — ГУП «Экотехпром» (далее — регоператор или Экотехпром).

Что такое прямой договор?

Прямой договор собственника с регоператором на вывоз мусора, ТКО — это договор собственника помещения, заключенный напрямую с региональным оператором по вывозу ТКО, без посредника в лице управляющей организации, ЖСК, ТСЖ, ТСН. Собственник оплачивает коммунальную услугу по платежным документам регоператора, и деньги поступают на расчетный счет регоператора.

Прозрачный способ оплаты коммунальной услуги.

Как перейти на прямые договоры на вывоз ТКО с Экотехпромом?

Первый необходимый, но недостаточный шаг — проведение общего собрания собственников помещений (далее — ОСС). Такая возможность предусмотрена 4.4 ч. 2 ст. 44, и ст. 157 ЖК РФ.

Вопрос в повестке ОСС может выглядеть следующим образом:

Линия

Вопрос №N.О заключении прямых договоров собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. _______, дом ___, с ГУП «Экотехпром» как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Москвы на основании статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ и статьи 8.1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.

А в решении собственника так:

Линия

Вопрос №N.Заключить прямые договора собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. _______, дом ___, с ГУП «Экотехпром» как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Москвы на основании статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ и статьи 8.1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.

По вопросу перехода на прямые договоры с Экотехпромом нужно 1/2 голосов «за» от собственников, принявших участие в голосовании.

Далее готовится протокол ОСС, который передается в УО, ЖСК, ТСЖ (Н).

Управляющая организация обязана направить в адрес регионального оператора по обращению с ТКО перечень документов, закрепленный в п. 148 (11-1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ № 354 от 06.05.2011 (далее — Правила №354):

  • Протокол ОСС
  • Копии решений собственников
  • Сведения из числа указанных в абзацах восьмом — двенадцатом п.148(1) Правил №354
  • Линия

    Этот перечень исчерпывающий. Экотехпром не может требовать от вас иные документы. Любое требование дополнительных документов является препятствием Экотехпрома при заключении прямых договоров.

    Регоператор по вывозу ТКО может взять отсрочку на заключение прямых договоров, но не более, чем на три месяца. Это право регоператора закреплено в п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ.

    Если регоператор принял решение перенести срок заключения прямых договоров, то он должен разместить это решение на своем официальном сайте и в ГИС ЖКХ (п. 148(11-1) Правил №354).

    В теории все просто: провели ОСС, подготовили документы, сдали в Экотехпром и ожидаете платежные документы.

    На практике этот процесс занял больше 9 месяцев и напоминал борьбу с упрямством: возникало ощущение, что я заставляю мула идти в гору.

    Личный опыт заключения прямых договоров

    Проведение собрания и сдача документов в Экотехпром

    Ранее я рассказывал о проведении ОСС по переходе на прямые договоры в своих домах. Протокол в Экотехпром мы сдали 28 декабря 2021 года. Запомните эту дату.

    Примечательно, что больше всех против этого решения выступали сотрудники управы Ломоносовского района: Зубрина Светлана Леонидовна, в то время первый замглавы управы, убеждала меня в том, что прямые договоры на вывоз мусора — это чушь. Она настойчиво требовала собрать встречу с жителями. Ответ прост:

    Линия

    Управы районов Москвы имеют указание сверху — никаких прямых договоров на вывоз ТКО с собственникам помещений.

    Сотрудники Экотехпрома отмечали наступающий Новый год и не могли понять: зачем им принесли какие-то протоколы и решения собственников? Я не стал подсказывать им, а спокойно ждал отметки о принятии документов по двум адресам: Вавилова, 73 и Профсоюзная 42, корп. 4.

    Именно с даты, указанной в отметке о принятии, начинается обратный отсчет времени для перехода на прямые договоры

    Я ожидал, что спокойно перейду на прямые договоры в течение следующих трех месяцев, с 1 апреля 2022 года. На практике все оказалось дольше.

    Экотехпром прикидывается пеньком

    Была середина января 2022, я не получил ответа от Экотехпрома насчет перехода на прямые договоры.

    Сотрудники Экотехпрома прикидывались «пеньками» и не понимали о чем речь: ни по телефону, ни по переписке, либо сваливали ответственность на МКМ-Логистику.

    Множество сообщений, звонков оставались без ответа

    Когда я называл фамилию автора обращений «Чиркин», мне отвечали, что:

    Линия

    Чиркин не может написать нам такое обращение. Чиркин бывший директор ГУП Экотехпром

    Возникало ощущение, что работники ГУП Экотехпром не понимают, что такое прямой договор с собственниками. Исполнители по ответам не читали вдумчиво ни ЖК РФ, ни Правила 354, даже не пытались изучить практику других регионов — они тупо использовали выгодные им формулировки.

    По другому дому пришлось немного помочь монополисту и разъяснить как же им быть.

    Из ответов Экотехпрома стало понятно: им нужны сведения о собственниках помещений, указанные в п. 148(11-1) Правил №354. Это было мое упущение: пришлось собрать данные с жильцов и направить их в Экотехпром.

    Последняя часть из обязательных документов была передана регоператору 10 марта 2022 — ЖСК свои обязательства выполнил в полном объеме. С 1 апреля 2022 года я должен был перейти на прямые договоры с собственниками помещений.

    Но весь процесс застопорило ГБУ МФЦ и лень ГУП Экотехпром.

    Палки в колеса от ГБУ МФЦ, Экотехпром препятствует заключению прямых договоров

    Свои обязательства по предоставлению обязательной информации я выполнил в полном объеме. Ничего другого предоставлять Экотехпрому управляющая организация не обязана. Оплаты по договору на вывоз ТКО с ЖСК были остановлены, финансовые документы я не подписывал и писал отказы.

    Экотехпром столкнулся с проблемой: регоператор не знал как ему напечатать платежные документы / квитанции по прямым договорам с собственниками и... руководитель Экотехпром Денис Синельников решил идти по пути наименьшего сопротивления: организация начислений через АСУ ЕИРЦ и ГБУ МФЦ.

    ГБУ МФЦ г. Москвы, как и ГУП Экотехпром, входит в структуры Правительства Москвы. Я, как обычный москвич, ожидаю слаженной работы среди городских государственных учреждений. Но, ГБУ МФЦ г. Москвы решило играть в свою игру, и несогласованность действий структур Правительства Москвы повторилась еще раз.

    ГБУ МФЦ г. Москвы отказалось делать начисления по прямым договорам по Вавилова, д. 73, затребовав от Экотехпрома дополнительный пакет документов. МФЦ Москвы в лице Котельниковой Н.А. и Симбиревой В.Ю. требовало все документы по общему собранию — от протокола до каждого приложения. Только эти документы сданы в МЖИ на хранение. Почему бы не воспользоваться межведомственным взаимодействием и не получить документы в МЖИ?

    А Экотехпром переложил на меня свои проблемы с расчетным центром. Сотрудники Экотехпрома приняли меня за идиота: отсутствие документов, требуемых МФЦ, они сочли за основание для отказа в заключении прямых договоров.

    Это требование Экотехпрома незаконно, о чем я писал в самом начале статьи. Проблемы регоператора с расчетным центром не волнуют ни собственников, ни управляющую организацию. Могут распечатывать платежные документы хоть на принтере в канцелярии.

    В 27 октября 2022 получил заветное письмо о подготовке ЕПД на Вавилова, д. 73.

    По другому дому (ТСЖ «Профсоюзная 42-4») ГБУ МФЦ г. Москвы отказалось делать начисления по прямым договорам на вывоз ТКО из-за того, что протокол ОСС не принят Мосжилинспекцией на хранение.

    При этом Мосжилинспекция сообщает: непринятие на хранение Мосжилинспекцией документов ОСС не свидетельствует о неправомерности решений, принятых на ОСС. Однако, такой ответ не устраивал ГБУ МФЦ.

    Сотрудницы ГБУ МФЦ г. Москвы Котельникова и Симбирева включили голову только после нашего письма в адрес «создателя МФЦ г. Москвы» — Раковой А.В.

    Мы обращали внимание Анастасии Владимировны на то, что имея огромный административный ресурс, ни Котельникова Н.А., ни Симбирева В.Ю. не произвели ни одного телефонного звонка, чтобы уточнить информацию или упростить процедуру (по крайней мере вспомнить, что запрашиваемый документ направлялся им неоднократно и давно принят в работу). На фоне тотальной бюрократии во взаимодействии с управляющими компаниями и региональным оператором, им было абсолютно наплевать, что их действия повлекли также и неудобства для граждан.

    И произошло чудо. Сотрудницы из ГБУ МФЦ г. Москвы сразу же нашли все документы и протокол оказывается все же принят на хранение. Так и на прямые договора перейдем.

    Напомню, что по Профсоюзной, 42, корп. 4 мы сдали документы 28 декабря 2021, а на прямые договора перешли только с 1 апреля 2023 года.

    Расторжение договора с ЖСК через ГИС

    Несмотря на получение письма о расторжении договора я добивался от Экотехпрома отражения этой информации в ГИС ЖКХ. К сожалению, и в этом случае работал принцип «пока не пнешь — не полетит».

    В ГИС ЖКХ успешно отобразилась информация о корректной дате расторжения — 1 апреля 2022 года. Обновление ГИС ЖКХ нужно, чтобы Экотехпром не вздумал выставить счета в адрес ЖСК за период, когда регоператор пытался договориться с ГБУ МФЦ г. Москвы — почти 6 месяцев.

    Платежные документы от Экотехпрома

    Экотехпром не взаимодействовал с собственникам помещений в переходный период, и просто выкатил доначисления по вывозу ТКО почти за 9 месяцев.

    Сделать начисления и ничего не объяснить москвичам — фирменный стиль начислений за ЖКУ от Правительства Москвы. Так же как и нарушить Правила №354.

    В первых платежных документах Экотехпром не удосужился выполнить требования п. 69 Правил №354:

  • Недостоверные сведения об исполнителе коммунальной услуги. В настоящий момент исполнителем коммунльной услуги указан ЖСК “Главмосстроевец”, который больше не является исполнителем коммунальной услуги “Обращение с ТКО” — эта информация должна быть исключена из платежного документа
  • Отсутствуют наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет — эта информация о ГУП Экотехпром должна быть указана в платежном документе.
  • По мнению регоператора — форма платежного документа утверждена Правительством Москвы, и на исполнение федерального законодательства можно наплевать.

    В очередной раз пришлось отвесить пинка уже через Мосжилинспекцию.

    Позиция Мосжилинспекции по ЮЗАО — ЕПД должны быть доработаны в соответствии с Правилам №354.

    К сожалению, Экотехпром продолжает нарушать федеральное законодательство и печатать платежные документы так, как хочет ГБУ МФЦ.

    Открытие ФЛС в ГИС ЖКХ на вывоз ТКО

    Поскольку мы перешли на прямые договоры, Экотехпром обязан открыть финансово-лицевые счета каждому собственнику в ГИС ЖКХ. С этой задачей они более менее справились, но опять же после пинка. Целый год не могли открыть ФЛС. Чем сотрудники Экотехпрома занимались 365 дней?

    Основная проблема в ГИС ЖКХ — некорректно соотносится оплата периода, когда Экотехпром не печатал платежные документы (апрель — ноябрь 2022 года). Из-за этого собственникам пришлось писать письма, чтобы произвели корректное распределение денежных средств. Обращения подавали через ГИС ЖКХ.

    Преимущество расчетов и начислений через ГИС ЖКХ, в отличие от ЕПД Правительства Москвы — Экотехпром вынужден соблюдать Правила №354 в оформлении платежных документов, публиковать свой расчетный счет, чтобы собственник мог заплатить на него напрямую.

    Образцовый платежный документ.

    Я принципиально оплачиваю через ГИС ЖКХ, так как эта система вызывает большее доверие, чем ЕПД от АСУ ЕИРЦ — собственник может подтвердить, что он оплатил вывоз ТКО именно в ГУП Экотехпром, а не на какой-то транзитный счет непонятно куда. Но это уже совсем другая история...

    Выводы

    Весь процесс перехода на прямые договоры с собственниками помещений на вывоз ТКО с ГУП Экотехпром по Вавилова, д. 73 занял 9 месяцев, а по Профсоюзной, 42, корп. 4 — 1 год и 3 месяца. Оно того стоило.

    Выводы:

    1. Неготовность. Экотехпром оказался не готов к заключению прямых договоров на вывоз ТКО по всех смыслах. Вместо того, чтобы открыть свой расчетный центр, как Мосэнергосбыт, организовать клиентские центры по взаимодействию с собственникам помещений, создав тем самым сотню другую рабочих мест для москвичей, а в текущих условиях это актуально, руководство Экотехпрома идет по пути наименьшего сопротивления, обратившись в ГБУ МФЦ г. Москвы, и село в большую лужу.
    2. Некомпетентность. Сотрудники ГБУ МФЦ г. Москвы, Мосжилинспекции и ГУП Экотехпром не способны взаимодействовать между собой и согласовать свои действия, а перекладывают эту работу на управляющую организацию. ЖСК, ТСЖ, УО выступают координатором процесса.
    3. Наплевательское отношение. Сотрудницы ГБУ МФЦ г. Москвы будут заниматься отфутболиванием заявителя до последнего, вместо того, чтобы позвонить и разобраться в проблеме. И после ДЖКХ хочет, чтоб управляющие организации перешли на расчеты в МФЦ / АСУ ЕИРЦ?
    4. Неуправляемость и упрямство. К сожалению, в структурах Правительства Москвы согласия нет, как и качественного управления, никто ни за что не отвечает и начинает работать после ̶п̶е̶н̶д̶а̶л̶я̶ от высокого руководителя

    Действующие лица этой истории:
    Заместитель генерального директора ГУП Экотехпром, П.Д. Романенко
    Руководитель ТУ регоператора по ЗАО, ЮЗАО ГУП Экотехпром, Е.С. Штефан
    Замруководителя ТУ регоператора по ЗАО, ЮЗАО ГУП Экотехпром, А.А. Абдыкеримов
    Замдиректора ГБУ МФЦ г. Москвы, Т.В. Порецкова
    Начальник управления ГБУ МФЦ г. Москвы, Н.А. Котельникова
    Сотрудник управления ГБУ МФЦ г. Москвы, В.Ю. Симбирева

    Если у вас есть желание, время и средства, и вы хотите повторить мой опыт, обращайтесь.

    Контакты:
    e-mail: chirkin.kirill@gmail.com


    📖 Жизнь председателя изнутри ➡️ Дневник Председателя ЖСК и ТСЖ. Сериал об управлении многоквартирным домом.

    🔊 Подписывайтесь на мой телеграм канал ➡️ Кирилл Чиркин. Некоторые материалы публикуются только в Telegram.

    💭 Присоединяйтесь к сообществу в Telegram ➡️ ЖКХ и все, все, все

    Подписаться на блог
    Поделиться
    Отправить
    Запинить
    Дальше